Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

 Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

 Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.

 Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).

Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

 Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:

 Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.

 Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом

 Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

 Основными формами работы с детьми и родителями являются:

 игровые сеансы (индивидуальные и групповые);

 индивидуальные развивающие занятия;

 консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;

 выставки (игровых пособий, литературы);

 праздники, развлечения, открытые просмотры.

 Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

 1. Сенсорное развитие

 2. Развитие движений

 3. Развитие речи

 4. Музыкальное развитие.

 5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)

 Некоторые направления инноваций в ДОУ:

 

  • Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

  • Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

  • Внедрение новых форм дифференциации специального образования: логопункта.

  • Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей)  и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

  • Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

  • Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.

  • Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации  методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.

  • Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

  • Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации  продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

  • Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

 

  • метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

  • совершенствование мастерства педагогов;

  • поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

  • мониторинг развития каждого ребенка;

  • учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

  • формирование основ безопасной жизнедеятельности;

  • организация экологического образования дошкольников;

  • оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

  • создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

 Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.

В отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:

 

• квалификационным составом коллектива педагогов;

 

• наличием и прогрессивностью учебного оборудования;

 

• наличием современной информационной базы;

 

• наличием собственных методических разработок. 

Основными элементами инновационного потенциала являются:

 

  •  материально-технические ресурсы;

  •  финансовые ресурсы;

  •  интеллектуальные ресурсы;

  •  социально-психологические факторы и т. д.

 Показатели инновационного потенциала ДОУ:

 

  •  научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованиюпедагогического процесса на одного сотрудника);

  •  инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

 Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

 

  • проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;

  • проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;

  • приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;

  • поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.

 Перспективные направления работы:

 организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.

 участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта

 создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ.

 

мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов .